Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ИГРА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

Okon W. Zabawa a rzeczywistosc. Warzsawa: Wydawnictwa Szkolne Pedagogiczne, 1987. 360 s.

 

Повышение эффективности обучения и воспитания — одна из важнейших задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС перед системой народного образования нашей страны. Большая роль в этом принадлежит творческому использованию зарубежного опыта, и прежде всего опыта братских социалистических стран.

Автор рецензируемой работы польский ученый Винценты Оконь известен в нашей стране благодаря переводу на русский язык двух его книг: «Процесс обучения» (1962) и «Основы проблемного обучения» (1968). Разносторонни научные интересы В. Оконя; наряду с дидактикой, составляющей основу его научной деятельности, видное место он также уделяет проблемам сравнительной педагогики, психологии и педагогике игры.

В книге «Игра и действительность» В. Оконь открывает новые пути в исследовании теории игры и применения ее на практике в целях воспитания подрастающего поколения. Это результат многолетних размышлений автора, кропотливого изучения им трудов отечественных и зарубежных ученых, а также итог эмпирических исследований руководимого им семинара в Варшавском университете.

Игра рассматривается В. Оконем как деятельность, которая протекает не в обычном мире и окружающей действительности, но в «иной действительности», а именно в действительности игры. По мнению автора, не только ребенку, но и взрослому игра необходима как смена обстановки. В игре взрослый может реализовать свое стремление к активной деятельности, свободной от принуждения и не лишенной иллюзии.

Книга делится на три части и 19 параграфов, в которых автор излагает свои взгляды на игру, раскрывает значение игры

 

173

 

в жизни ребенка и ее роли в обучении и воспитании. Свои взгляды автор основывает на представлениях об игре изложенных в трудах других ученых, со многими из которых вступает в полемику. Благодаря этому он открывает новые возможности по применению игры дома, в дошкольных учреждениях, в школе и даже в жизни взрослых людей.

В первой части книги В. Оконь, анализируя различные теории, показывает их противоречия и сам дает определение понятия игры и ее роли в жизни человека. Игра определяется как деятельность, выполняемая для собственного развлечения и удовольствия, основанная на воображении, создающем новую действительность. В книге нет деления игр на репродуктивные и творческие, так как автор считает, что эти моменты имеют место в каждой игре. Он выделяет среди игр функциональные, конструкционные и тематические. Такую классификацию В. Оконь основывает на данных анализа педагогических теорий, и прежде всего на трудах Ж. Пиаже, З. Фрейда и Л.С. Выготского, а также на исследованиях игры польскими психологами и новейших работах советских авторов. В частности, большое внимание уделено анализу взглядов Д.Б. Эльконина, изложенных в его книге «Психология игры», а также менее известным создателям теории игры, например В. Дынеру (Польша), Р. Кайюа (Франция), Б. Суттону-Смиту (США).

Вторая часть книги посвящена анализу игры в детском возрасте. Подробно рассматривается связь между игрой и учебой, игрой и трудовой деятельностью, игрой и общественной активностью. Автор обоснованно утверждает, что игра как многосторонняя деятельность ребенка является одновременно его учебой, трудом и общественной активностью.

Значительное место отводится характеристике познавательной, образовательной и воспитательной функции игры, рассматриваемых на фоне общей характеристики личности ребенка, приобретения им знаний и практических навыков, их применения на практике, развития речи, создания им своих «произведений», приносящих эмоциональные переживания.

Автор приводит многочисленные примеры поведения детей в процессе игры, а также результаты научных исследований. Это позволяет глубже понять процесс игры детей во всей его сложности и богатстве. Заслуживает внимания раздел книги, посвященный диалектике игры, в котором изложены философские взгляды автора на игру.

В третьей части книги излагается материал, связанный с практическим применением игры в образовательных и воспитательных целях. Анализируется динамика игры по мере перехода от младших возрастных групп к старшим, включая взрослых.

Немаловажное значение имеют страницы книги, посвященные патологии игры, которые заинтересуют прежде всего тех, кто занимается трудными детьми и их перевоспитанием. Особую ценность для практических работников представляют также те разделы, где изложен материал о дидактических и симулятивных играх. В заключении этой части книги на примере игр взрослых автор указывает на их связь с искусством. В книге вводится в оборот обширный перечень литературных источников, включая труды таких советских авторов, как П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и другие.

Новый труд В. Оконя принесет большую пользу прежде всего учителям школ и воспитателям дошкольных учреждений в их повседневной практической работе с детьми, а также всем тем, кого интересуют проблемы игры в жизни человека. Перевод книги на русский внес бы достойный вклад в дело повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения нашей страны.

 

М.А. Добрынин

г. Брест